АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


Не принимать язык врага Ален Бадью Биография

 

 

   Але́н Бадью́ (фр. Alain Badiou; 17 января 1937, Рабат, Марокко) — современный французский философ.

   Отец Алена Бадью, Раймон Бадью, участник Сопротивления, был мэром Тулузы с 1944 по 1958.

   Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе, в период обучения (с 1956 по 1961) одновременно посещал Сорбонну. Уже тогда проявились его интерес к математике и его политическая активность. Бадью был одним из членов-учредителей Объединённой социалистической партии (PSU), отколовшейся от Французской коммунистической партии и активно боровшейся, среди прочего, за деколонизацию Алжира. Свой первый роман Бадью написал в 1964. В 1967 он присоединился к исследовательской группе, организованной Луи Альтюссером, в своей теоретической работе всё более подпадая под влияние Жака Лакана. Огромное воздействие на Бадью оказали студенческие волнения мая 1968, они навсегда укрепили его в крайне левых убеждениях, в силу которых он постоянно принимал участие в организации коммунистических и маоистских групп (например, Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев), фр. Union des Communistes de France Marxiste-Léniniste, UCFML).

   В 1969 он начал преподавать в университете Парижа VIII, который является оплотом антибуржуазного мышления. Здесь он вступил в жёсткую интеллектуальную дискуссию с коллегами по университету Жилем Делёзом и Жаном-Франсуа Лиотаром. С точки зрения Бадью, их постструктуралистская философия была отклонением от магистрального направления марксистской мысли.

   В 1985 году совместно с товарищами по UCFML Сильвеном Лазарю и Наташей Мишель он основал группу Политическая организация, которой они руководят и поныне.

   В 1988 он издал работу «Бытие и событие», которая, как полагают многие, является его главным произведением.

   С 1999 Бадью преподаёт в Высшей нормальной школе. Он также ведёт курсы во многих других французских вузах, например, в Международном философском коллеже и в Европейском институте междисциплинарных исследований (European Graduate School). Помимо философии и политики, Ален Бадью выступает в качестве драматурга и романиста.

 

   Творчество и деятельность

   Бадью испытал серьёзное влияние Луи Альтюссера и его важнейших работ по эпистемологии. В своих философских работах Бадью обращается к математике, как к языку, по его мнению, единственно способному структурно задать онтологию.

   Творчество и всю деятельность Алена Бадью можно разделить на две части.

   Одна часть — его работы по философии в собственном смысле этого слова, из которых наиболее знаменита фундаментальная книга «Бытие и событие». Этот текст, исследующий также математику, литературу, политику и любовь, довольно труден для понимания, снабжён множеством примечаний и глоссарием. Следует отметить, что работы Алена Бадью «Бытие и событие» и «Логики миров» оказали значительное влияние на формирование и разработку философом Алексеем Черняковым концепции тождества математики и онтологии. Русский учёный проводил специальные текстологические семинары [1] по книгам А. Бадью, которые были рассчитанные не только на философскую публику, но и на математическое сообщество [2].

   Более лёгкими путём в бадьюзианскую философию являются сборник «Условия» с критическим предисловием Франсуа Валя, и три связанных работы «Краткий трактат по метаполитике», «Малый руководство по инэстетике», «Краткий трактат по транзиторной онтологии» (Краткий трактат по переходной онтологии), вышедшие в 1998.

   Бадью также является активным политическим борцом: он был одним из лидеров французского маоизма (вместе с Бенни Леви, лингвистом Жаном-Клодом Мильнером, психоаналитиками лакановской школы Жаком-Аленом Миллером и Жераром Миллером, и др.), и он не отрекается от этого прошлого. Но он и борец в области философии, как можно видеть из большинства его недавних работ: «Этика», серия «Обстоятельства» (I, II и III, в которой он исследует отношение антисемитов к евреям, которая говорит о терроризме и о французских выборах 2002 года), и недавние «Век» и, наконец,— как продолжение «Бытия и события» — «Логики мира» (начало 2006). Уступая отчасти, если не в строгости, то по меньшей мере в точности и детальности требованиям университетской философии, Бадью демонстрирует все достоинства синтеза, оригинальности в аналитической работе и силе убеждения. Будучи одним из лучших историков идей, он умеет свести суть эпохи к нескольким тезисам или понятиям. Сверх того, Бадью убеждён, что философия должна говорить о своём времени, и, как и большинство континентальных философов его поколения, он борется с идеей, согласно которой философскими проблемами являются вечные вопросы, которые везде и всегда разрабатывались сходным образом. Наконец, он один из немногих, как правоверный приверженец, продолжает поддерживать и защищать (может быть, не всегда в полном объёме, как сам он того желает) ниспровергаемые сегодня тезисы: отказ от гуманизма и от утверждения, что человек является высшей ценностью, отказ от парламентской демократии, защиту коммунизма и т. д. В этом смысле он является видной фигурой французской интеллектуальной жизни, как это подтверждает относительный успех его последней книги «Век», и, после кончины Деррида, он неоспоримо является наиболее известным за границей французским философом (особенно в Латинской Америке, где интерес к нему, несомненно, вписывается в общую моду на французскую философию) и, в частности, потому, что он продолжает сартровскую традицию, для которой философия и политическая ангажированность неразделимы.

 

   Примечания

   1. ↑ А.Г. Черняков, семинар «Онтология как Математика II»

   2. ↑ Памяти Алексея Григорьевича Чернякова // Логос. – 2010. – № 5(78). – С. 265.

   ***

   Политическая организация (Франция)

   Полити́ческая организа́ция, ПО (фр. L'Organisation politique) — французская леворадикальная непартийная политическая организация маоистского толка, лидером которой является Ален Бадью.

 

   Краткая история и деятельность

   Предшественником ПО был Союз коммунистов Франции (марксистов-ленинцев) (СКФ (м-л), L’Union des communistes de France marxiste-léniniste). СКФ (м-л) была учрежден в 1969 году маоистами, оппозиционными как «Пролетарской левой», так и Партии коммунистов марксистов-ленинцев Франции (ПКМЛФ), — двум другим маоистским организациям. Одним из основателей Союза и самым известным его членом был Ален Бадью, — профессор философии и лидер прокитайской фракции в Объединенной социалистической партии. По словам самого Бадью, причиной его интереса к маоизму было то, что «это политическое учение представлялось организующим нечто вроде непосредственной связи интеллектуалов с рабочими» [1].

   В отличие от других маоистских организаций, СКФ (м-л) не провозглашал себя партией. Более того, официальное название организации звучало как Группа за учреждение Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев) (фр. Groupe pour la Fondation de l’Union des communistes de France marxiste-léniniste). Однако первые слова в названии обычно опускались. Члены Союза считали, что пока нет массового движения, они не имеют оснований называть себя партией, как это делала, например, ПКМЛФ.

   Позитивно оценивая китайский опыт и Культурную революцию, Союз, тем не менее, не поддерживал всецело курс китайского правительства. Например, организация не поддержала изменение курса правительства Китая после смерти Мао и осуждение «Банды четырех». Также, в отличие от, например, ПКМЛФ, группа Бадью считала французскую внешнюю политику империалистической, даже если она в чем-то и входила в противоречие с политикой США.

   Работая на промышленных предприятиях, Союз отказывался взаимодействовать с профсоюзными структурами. Организации строились по принципу коммунистических ячеек (фр. noyoux communistes ouvriers). Все время своего существования группа придерживалась антипарламентской тактики, и не участвовала в выборах.

   В 1985 году, после прекращения деятельности Союза, Бадью совместно с Сильвеном Лазарю и Наташей Мишель основал группу Политическая организация, которой они руководят и поныне. Организация ориентированна на действия вне системы парламентской демократии. Одним из важных аспектов деятельности ПО является иммиграцонная политика. Организация выступает за права нелегальных иммигрантов. Большое внимание к этому вопросу уже в конце 1960-х годов отличало СКФ (м-л) от других маоистских групп.

   Творчество Алена Бадью составляет идеологическую основу ПО.

 

   Примечания

   1. ↑ Родовая идентичность рабочего класса достигла предела насыщения (интервью с А. Бадью)

 

   Ссылки

   • Маоизм во Франции в 1970-е годы (англ.)

   • Некоторые документы СКФ(м-л) (фр.)

   • Сайт Политической организации (фр.)

 

Прислала Наталья Кузьменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru