АВАНГАРД
КРАСНОЙ МОЛОДЁЖИ  

ТРУДОВОЙ РОССИИ


Официальный сайт "Авангарда Красной Молодежи Трудовой России" | www.TRUDOROS.narod.ru | trudoros@narod.ru | Обновление от 01.01.07


История и сущность политического юродства в России

 

   Горобинская Елена Александровна

 

   Введение диссертации (часть автореферата) На тему "История и сущность политического юродства в России"

   Предметом диссертационного исследования является сущность феномена политического юродства в истории России. Само применение этого определения к российским политикам на протяжении новой и новейшей истории говорит об актуальности обращение к этому феномену. В эпоху перестройки и последний период истории постсоветской России термином "юродивый" определяют политиков противоположных по убеждениям и предлагаемым ими ценностям. Основание для этого дает неоднозначная трактовка слова уже на уровне обыденного сознания, зафиксированная в "Толковых словарях". У Ожегова под юродивым понимается некто "чудаковатый, помешанный", или "Безумец, обладающий даром прорицания". [1] Таким образом, с одной стороны, юродивый - это безумец, дурак, в своем нетипичном поведении он весь на поверхности, в его образе отсутствует глубина. С другой стороны, - это безумец, обладающий даром прорицания, типичный герой русского фольклора Иван-дурак, за нетипичностью поведения которого скрывается глубокий смысл. Наряду с этими характерологическими особенностями есть еще одна - социальная, особенно важная для нас: юродивый это всегда публичный человек. Сам факт общеупотребительности определения к поведению политиков различных политических и нравственных ориентаций на протяжении значительного исторического отрезка указывает на архетипическую устойчивость не только термина во всех его производных "юродство, юродивый, юродствующий и т.д.", но и обозначаемого им феномена политической культуры России - политического юродства.

   Специфика предпринимаемого исследования заключается в том, что до сих пор анализ феномена юродства осуществлялся только в рамках культурно-исторического подхода, в трудах известных отечественных историков и теоретиков отечественной культуры Д.С.Лихачева, A.M. Панченко, А.И. Клибанова, С.С.

   Аверинцева, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского. В политической теории какие-либо серьезные исследования по этому поводу до сих пор отсутствовали, хотя в практике политической борьбы и в политическом лексиконе употребление этого термина является общим местом.

   В свою очередь, историками, а также в рамках православной религиозной традиции собрано немало фактического материала относительно поведения юродивых. Иными словами, исследование этого феномена уже вписано в определенную модель интерпретации, где юродство понимается как элемент российской религиозной культуры, исследуются его отношения с народной, в частности, смеховой культурой. Юродство, будучи предметом историко-культурного анализа, рассматривалось, в связи с богатым историческим материалом, в русле традиции, авторство которой принадлежит православной церкви. В контексте этой традиции юродивый оказывается глубоко своеобразной фигурой христианского подвижника, полностью укорененного в религиозной жизни и чаяниях русского народа и только содержательные характеристики этого подвижничества, их отношение к иным сторонам духовной жизни русского народа, русской культуры оказываются значимыми при понимании юродства. Можно констатировать, что юродство в таком истолковании оказывается целиком и полностью связано с историческим прошлым России, оно не объясняет сегодняшнюю жизнь слова и обозначаемого этим словом феномена, в частности его политическую жизнь. Поэтому понимание феномена политического юродства требует дополнительного анализа литературы по истории юродства, в том числе и культурологической но уже с позиций политологии. Таким образом, наше исследование осуществляется в рамках наметившейся в современной отечественной политологии тенденции к комплексному междисциплинарному подходу. "Политология становится культурноцентричной: не ограничиваясь исследованием политической системы как

   [1] Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [5] определенного механизма, требующего взаимодействия и пригнанности всех своих деталей, она исследует условия интеграции этого механизма в метасистему социума, где традиции и нормы, ценности и образцы поведения играют не меньшую роль, чем прагматически понимаемые интересы и инструменты их достижения". [1]

   Анализ феномена политического юродства в качестве предварительной операции требует переосмысления традиционного образа юродивого, а именно понимания этого образа как субъекта властных отношений в средневековой России и механизма переноса и функционирования этой модели поведения в политической сфере. В этом нам поможет анализ исторических трудов, где в центре внимания оказываются значимые политические фигуры, за которыми в традиции прочно закрепилось определение «юродивый». К этим трудам мы отнесем работы великих русских историков Соловьева С.М., Костомарова Н.И., Ключевского В.О., посвященные периоду царствования Ивана Грозного, исторические данные и воспоминания современников относительно других знаковых фигур в истории русского политического юродства Льва Толстого и Григория Распутина. Серьезную помощь в понимании проблемы влияние модели юродства на политическое поведение революционной интеллигенции окажет исследование юродства, предпринятое одним из нечаевцев Прыжовым И.Г.

   Из сказанного выше становится понятным, что объектом исследования является феномен юродства, взятый политическом аспекте на протяжении всей его эволюции со времени оформления в самобытную целостность этой устойчивой модели в том числе и политического поведения. Предметом диссертационного рассмотрения оказываются те наиболее существенные черты политического юродства, которые оправдывают анормальные и маргинальные стороны поведения юродивого и обеспечивают его устойчивое воспроизводство в истории страны, как и

   [1] Философия власти: ГаджиевК.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В./ Под ред. В.В. Ильина - М.: Изд-во Москов. Унив-та, 1993 - С.227. [6] в ожиданиях определенных социальных групп, так и со стороны стремящихся отвечать этим ожиданиям политиков.

   Целью диссертационного исследования является определение сущности и места политического юродства в политической культуре России, выявление причин устойчивого воспроизводства этой модели поведения на протяжении длительного отрезка времени, обозначение границ эффективности поведения политического юродивого в современную эпоху.

   Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

   - Анализ традиционного образа юродивого в контексте его политических возможностей в средневековой России. Решение этой задачи предусматривает интерпретацию поведения юродивых, либо изложенную в религиозной православной литературе, либо уже прошедшую обработку в рамках культурно-исторического подхода.

   - Определение существенных характеристик поведения юродивого, определяющих возможности его использования в политической сфере жизни общества.

   - Анализ ситуации переноса традиционной модели юродства в политическую сферу, осуществленного впервые в эпоху Ивана Грозного и способов политического применения юродства в различных политических условиях в ситуации различного позиционирования политиков на исторической сцене.

   - Анализ традиционного юродства и его производной - политического юродства в системе координат политической науки, а именно политической теории М. Вебера, в центре внимания которого находились различные типы социального поведения и политического господства.

   - Определение места и роли политического юродства в системе политической культуры России. [7]

   - Анализ электоральных возможностей применения модели политического юродства в современную эпоху.

   На взгляд автора диссертационного исследования научная новизна работы заключается в следующем.

   1. Данная работа позволяет, используя достижения гуманитарных наук, в частности теории и истории культуры, с позиций современной политической науки дать определение феномену политического юродства как результату переноса модели поведения, сформированной в традиционном юродстве, в политическую сферу жизни общества.

   2. Рассмотрение генезиса и истории применения этой модели поведения в политической сфере позволяет определить типические особенности политического поведения у ряда знаковых персонажей русской истории в координатах данной поведенческой модели и их соотнесенность с политическими мотивами их поведения.

   К типическим особенностям такого политического поведения относятся:

   - неприятие существующего положения вещей, воспринимаемое как не должное и требующее кардинальных преобразований;

   - осуществление этих преобразований требует неординарного поведения, особенности которого заимствуются из арсенала поведенческих стратегий юродивого, что призвано придать обоснованность этим преобразованиям в глазах народных масс;

   - осуществляемые политиком, использующим модель юродства, политические действия находятся в системе координат хронотопа юродивого, что предполагает право политика судить мир в соответствии с законами высшей правды; преднаходимой изнутри хронотопа юродивого; [8]

   - позиция политика, использующего модель политического юродства, предполагает его противостояние всем политическим доктринам, основанным на признании приоритета реальной ценности существующего положения вещей, или приоритете ценностей «мира хозяйства» в терминологии М. Вебера.

   3. Наполнение термина «политическое юродство» конкретным историческим материалом позволяет конкретизировать его сущность. Юродство оказывается инвариативной поведенческой стратегией, основная интенция которой может быть определена через отношение к власти (идеологема необходимости преображения падшего мира), что обуславливает пребывание юродства в политической сфере жизни социума на протяжении всей его истории.

   4. Анализ феномена политического юродства осуществляется в рамках «понимающей социологии» М.Вебера, что дает возможность рассматривать его как устойчивый тип социального действия, основанный на харизматическом принципе политического господства, который оказывается востребован в российской политической культуре начала 17 века. Тем самым, обосновывается перспективность применения достижений западной социологической мысли к специфическим феноменам отечественной культуры без боязни утратить их самобытность в ходе такого применения.

   5. Доказывается, что существующая в рамках политической культуры страны определенная субкультура, в рамках которой исторически сформировался архетип «ожидания юродивого», сохраняет трансисторическую востребованность юродства и сегодня.

   6. Делается вывод о том, что в современных условиях политическое юродство является определенной политической технологией, поскольку репутация юродивого позволяет абстрагироваться от небезупречности собственной репутации 9 и приемов «черного PR». Определяются электоральные границы применения технологии политического юродства.

   В основу исследование положено сочетание историко-культурного подхода, позволяющего представить последовательную историю политического юродства в России, системного подхода, позволяющего проанализировать политическое юродство как целостную метафизически обоснованную поведенческую структуру, существующую в собственной системе координат в рамках российской политической культуры и отвечающую определенным ожиданиям народных масс. Оба этих подхода взаимно дополняют друг друга, позволяя представить целостную картину феномена. Системный подход, примененный в исследовании, базируется на достижениях современной политической науки, в первую очередь, на методологии, выработанной в рамках социологии политики М. Вебера, а также современной теории политической культуры.

   Диссертация написана на основе использования трудов зарубежных и отечественных политологов, социологов, историков и культурологов. Определяющее значение в методологическом анализе феномена политического юродство оказали труды по социологии политики и религии, особенно теория типов господства и теория типов социального действия, Макса Вебера. Отметим также влияние на диссертационное исследование, оказанное русским социологом Питиримом Сорокиным, великим философом, социологом, культурологом М.М. Бахтиным. Среди историков и теоретиков отечественной культуры необходимо отметить Д.С. Лихачева, A.M. Панченко, А.И. Клибанова. Большую помощь в проведении работы оказали труды российских историков В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, история юродства,написанная И.Г. Прыжовым. Наконец, при анализе электоральных возможностей в современных условиях использовались труды современных зарубежных социологов, в частности Ж. Бодрийяра и П. Бурдье, [10] специалистов по политическому маркетингу и связям с общественностью, мнения экспертов и политических консультантов.

   На защиту выносятся следующие положения.

   - Традиционное юродство представляет собой сложную модель социального, в том числе и политического поведения, опирается на определенные метафизические представления, имеет собственный символический хронотоп, определяющий место юродивого в обществе, позволяющий ему иметь «власть судии над миром» и оправдывающий его поведение в глазах мирян.

   - Основной чертой, характеризующей позицию традиционного юродивого по отношению к миру, является его пограничность этому миру - юродивый существует на паперти, между Церковью (Миром Божьим) и торговой площадью (миром земным). Необычность его поведения носит знаковый характер, своеобразный способ остранения обыденности, ее греховность в перед лицом Мира Бога. Неприятие мира сего конкретизируется в неприятии мира официальной культуры, поэтому поведение юродивого оказывается востребованным у социальных групп, не приемлющих текущего положения вещей.

   - Перенос юродства в политическую сферу как формы поведения политика, свершившийся в эпоху Ивана Грозного, означает конституирование политического юродства. Политическое юродство оказывается востребованным у политиков, стремящихся к слому существующего положения вещей, не приемлющих легальных эволюционных путей переустройства общества, ориентированных в своем каждодневном политическом поведении на сенсацию или скандал, тем более, что такое поведение узаконено самой моделью поведения юродивого и признанием этой модели в политической культуре России.

   - Методологический анализ феномена политического юродства в рамках социологии политики Вебера показывает, что оно представляет собой сложное [11] социальное действие, в котором присутствуют и целерациональный, и ценностно-рациональный, и аффективный моменты. Так, на уровне мотива и цели в действии юродивого, конечно, присутствует ценностно-рациональный тип поведения, с другой стороны, средство достижения1 цели оказывается зачастую аффективным. Подобное поведение сочетается в рамках теории политического господства М. Вебера с харизматическим типом господства.

   - Факт, что политическое юродство оказывается харизматическим типом господства, наряду со слабостью легального типа господства в рамках отечественной политической культуры объясняет востребованность политического юродства в России, сильной своими авторитарными традициями, именно в переломные моменты истории.

   - Электоральные потенции репутации юродивого в современных российских политических условиях ограничены возможностью вхождения в политическую элиту. Эта возможность обеспечена поддержкой ограниченной группы электората, ориентированной на авторитарные ценности и «ожидание юродивого» как обличителя власти, приход юродивого к власти сопряжен с утратой им его пограничного хронотопа.

   Проведенное исследование, во-первых, может быть использовано при политологическом анализе современных форм политического поведения в России, и степени их эффективности в условиях российской политической культуры. Во-вторых, результаты исследования могут иметь определенное значение для специалистов в пограничных областях гуманитарного знания, поскольку предполагают новое видение значимого феномена русской культуры.

   В-третьих, материалы и выводы диссертации могут быть использованы в разработке и чтении курсов по теории и истории политики.[13]

 

   Заключение диссертации по теме "Теория и история политической науки", Горобинская, Елена Александровна

   Заключение.

   История религии и политическая история, история истин и история фактов несоединимо высятся одна напротив другой. Это начинается с соборов и замков, чтобы продолжиться в постоянно растущих городах, как противоположность науки и экономики и завершиться на последних ступенях историчности как борение духа и насилия».

   О. Шпенглер.

   В трех главах диссертационного исследования мы сделали попытку рассмотреть политическую историю юродства на всех ключевых этапах ее трансформации. Первоначально генезис феномена юродства тесно связан с историей русского Православия. Юродство есть реакция христианства на вызов греховного мира и, одновременно, вызов этому миру в полном соответствии со справедливо отмеченным Максом Вебером историческим противостоянием «религии спасения» и «мира хозяйства». Юродивый - это «пограничник» двух миров, но задача его не оборона, а нападение. Своим поведением он постоянно подрывает незыблемость представлений о естественности светского мира, юродство служит символическим посланием грешникам о Высшей правде, указует путь к этой Правде и побуждает следовать по этому пути. Юродивый - это революционер в мире хозяйства, и это первая из причин, побуждающая политические силы, не приемлющие идеологические доктрины, покоящиеся на ценностях цивилизации формальной рациональности, видеть в нем своего героя и незыблемый пример для подражания, «переносить» модель поведения юродивого в [127] эпохи, где политическая сфера жизни общества обособлена от религиозной. Вторая причина связана с первой и заключается в самой технологии власти юродивого над толпой. Проделанный в последней главе исследования анализ показал, что способ политического поведения юродивого, взятый в аспекте осуществления последним власти по отношению к его приверженцам, представляет собой, в терминологии Вебера, харизматический тип господства. Опыт последнего столетия показывает, что он, будучи радикально противопоставлен традиционному и летитимному типам господства, является предпочтительным для авторов всех радикальных антилиберальных революций. Это подтверждает и опыт России, где обращение к образу юродивого и «технологии» его господства над толпой прибегали приверженцы авторитарных и тоталитарных идеологий, которые использовали саму технологию, зачастую в отрыве от ее религиозных интенций. И царь Иоанн Грозный, и писатель-нечаевец Прыжов, и Лев Толстой, и Григорий Распутин, и та часть русской интеллигенции, которая приуготовила Октябрь 1917 года брали на вооружение технологию юродства как мощный инструмент авторитарного утверждения собственной власти по ту сторону либерализма. В то же время проделанный в последнем подразделе третьей главы анализ электоральных потенций репутации юродивого в условиях современной политической жизни, развития политических технологий избирательных кампаний, нового распределения ролей на политической сцене, связанной с возникновением фигуры профессионального политимиджмейкера, постсоветской России на примере политической карьеры лидера ЛДПР Жириновского показал, во-первых, адекватность этого образа на этапе достиженияэлекторальной цели вхождения во власть, а во-вторых, неадекватность этой репутации на этапе достижения высшей политической власти в стране. И то и другое, обусловлено особенностями места юродивого в политической культуре России. Менталитет ориентированного на [128] авторитарные ценности избирателя отводит политику, имеющему репутацию юродивого, место «глашатая правды», обличителя язв жизни, соглашается на роль юродивого как советчика власти или предсказателя, но следуя исторической памяти, препятствует продвижению такого политика на вершину политической власти в стране.

 

   Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Горобинская, Елена Александровна, 2000 год

   1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В 2-х тт. Т.1.

   2. Библейские комиссии «Духовное просвещение», 1991. 621 с.

   3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. - 168 с.

   4. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М.: Изд-во1. МГУ, 1986.-205 с.

   5. Бунин И.А. Святые.// Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. Т.2. М.: Правда, 1988. 591 с.130

   6. Бурханов А.А. Коган Л.Н., Руденкин В.Н. Очеркм политической теории. Нижневартовск, Изд-во Нижневартовского педагогического института, 1994 -388 с.

   7. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.

   8. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 808 с.

   9. Власть: Очерки современной политической философии Запада/ В.В. Мшвениаридзе, И.И. Кравченко, Е.Е. Осипова и др. М.: Наука, 1989,- 328 с.

   10. Волгин И. Л. Последний год Достоевского. М.: Книга, 1991. -400 с.

   11. Волгин И.Л. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. М.: Книга, 1991. - 606 с.

   12. Вятр Е. Социология политических отношений,- М., Прогресс, 1979. 462 с.

   13. Гаджиев К.С. Политическая наука. 2-е изд. - М.: Междун. Отнош., 1995. - 400 с.

   14. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера. // М. Вебер Избранные произведения. М., 1990. С.5-41.

   15. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

   16. Гордиенко Н.С. Как сформировался культ блаженной Ксении. Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1989.-20 с.

   17. Горобинская Е.А. Феномен юродства: на границе хаоса и гармонии.// Человек и мир. Поиск гармонии: Сборник научных трудов. Нижний Тагил, 1998, С. 126128.

   18. Горобинская Е.А., Немченко J1.M. Симуляция юродства.// Русская литература. Выпуск 3. Екатеринбург, 1996. С. 184-196.

   19. Горобинский М.О., Горобинская Е.А. Полифонический проект Михаила Бахтина: Герой на пути к согласию или катастрофе.// Антропология культуры: Сборник статей. Екатеринбург, 1997, С.80-92.

   20. Григорий Распутин: Сборник исторических материалов: в 4 т. Т.1./ Вступ. Ст.В.Крюкова. М.: TERRA; «Книжная лавка-РТР», 1997. - 544 с. Григорий Распутин: Сборник исторических материалов: в 4 т. Т.2 - М.: TERRA; «Книжная лавка-РТР», 1997. -480 с.

   21. Григорий Распутин: Сборник исторических материалов: в 4 т. Т.З.- М.: TERRA; «Книжная лавка-РТР», 1997. 368 с.

   22. Григорий Распутин: Сборник исторических материалов: в 4 т. Т.4.- М.: TERRA; «Книжная лавка-РТР», 1997. -448 с.

   23. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 381 с. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1991. - 398 с.

   24. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство. 1981.- с.

   25. Давыдов Ю.Н. «Картины мира и типы рациональности (Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера)». //М. Вебер Избранные произведения. М., 1990. С.736-769.

   26. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: светская, праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М.: Наука, 1988. 344 с.

   27. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман. Серия библиотека «Всемирная литература». СПб.: «Каравелла». 1993. - 848 с.

   28. Достоевский Ф.М. Возвращение человека/ Сост. М.М.Стахановой. М.: Сов.Россия, 1989. - 560 с.

   29. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.: Современник, 1989. - 557 с.

   30. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах, Т. 7, Ленинград, Л.О. «Наука», 1990.-845 с.

   31. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. -Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 130 с.

   32. Житие Аввакума и другие его сочинения./ Сост., вступ.ст. и коммент А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. - 368 с.

   33. Житие блаженной Ксении Петербургской / МГП «ПРИСКО». СПб.: Изд. церкви Смоленской иконы Божией матери, 1991. 9 с.

   34. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., 4 ч. Т.1, ч.1. Ленинград.: Эго. 19991.-222 с.

   35. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., 4 ч. Т.1, ч.2. Ленинград.: Эго. 19991.-270 с.

   36. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., 4 ч. Т.2, ч.1. Ленинград.: Эго. 19991.-256 с.

   37. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., 4 ч. Т.2, ч.2. Ленинград.: Эго. 1991.-280 с.

   38. Зубов А.Б. Харизма власти: от современности к древности: опыт архитипической реконструкции. //Восток: Афр.-азиат, о-ва: история и современность. 1994. - №5. - с. 12-21.

   39. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. с.

   40. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993 - 424 с.

   41. Казинцев А. Русские и власть (утраченная пластичность): ст.1.//Наш современник. 1992. - №7. - С. 172-180.

   42. Как делать имидж политика. Психологическое пособие для политиков и политических консультантов. М., Центр политического консультирования «Николло М», 1995. - 159 с.

   43. Как победить на выборах. Планирование избирательной кампании. М.: Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ, 1991. -46 с.

   44. Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Правда, 1987. - 768 с.

   45. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви.Т.1. Репринт.воспроизв. YMGA-PRESS, Париж, 1959 М.: Наука, 1991.-704 с.

   46. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви.Т.2. Репринт.воспроизв. YMGA-PRESS, Париж, 1959 М.: Наука, 1991. - 576 с.

   47. Киреев А.Ф. Жизнь и деятельности московского блаженного Ивана Яковлевича Корейши. Издательство «Лествица», 1996. 96 с.

   48. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как истрический источник. Репринт. Изд. г- М.: Наука, 1988. 9 с.

   49. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Курс русской истории. 4.2. М.: Мысль, 1987,- 447 с.

   50. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1995. - 116 с.

   51. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. М., Книга, 1989. - 239 С. (Историко-литературный архив).

   52. Кошмаров А.Ю. Кузнецов Г.С. Новые подходы в избирательных технологиях.// Общество выборы - СМИ - 1999 год: Между чистыми и грязными технологиями. Материалы Всероссийского Семинара-Конференции.-Екатеринбург, Изд-во ООО РИА «Филантроп». - С. 19-24.134

   53. Культурология: Основы теории и истории культуры. /Под редакцией д.ф.н. проф. И.Ф. Кефели,- СПб, «Специальная литература», 1996. 586 с

   54. Лазарсфельд П. Методологические проблемы социологии.// Социология сегодня. М., 1965 С.51-89.

   55. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ.ред. Ю.Л.Бессмертного; послесл.А.Я.Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.-376 с.

   56. Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., «Наука», Ленинградское отделение, 1976 204 с.

   57. Лихачев Д.С., Панченко А.М.,Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., «Наука», Ленинградское отделение, 1984 294 с.

   58. Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры древней Руси .//Вопросы литературы. 1977, № 3.

   59. Московкин Л. ЛДПР как образец демократии советского розлива: Интервью с Алексеем Митрофановым//http://www.russ.ru/politics/articles/99-07-20/moskovkin2.htm

   60. М.М.Бахтин как философ.//Аверинцев С., Давыдов Ю. и др. М.: Наука, 1992. - 256 с.

   61. Н.А. Бердяев о русской философии. 4.2. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1991.-240 с.

   62. Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки. //Вебер М. Избранное. Образ общества. М.:, 1994. С.589-657.

   63. Обновление политической системы России (Под редакцией М.Г.Анохина, В.С.Комаровского, Ю.И.Матвиенко) М.: Агенство ИНФОМАРТ, 1996. 236 с.

   64. Общество выборы - СМИ - 1999 год: Между чистыми и грязными технологиями. Материалы Всероссийского Семинара-Конференции,-Екатеринбург, Изд-во ООО РИА «Филантроп», 1999. - 66 с.

   65. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. -М.: Книга, 1990.-428 с.

   66. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская АН; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотипное -М., АЗЪ, 1996. - 928 с.

   67. О жизни православных святых, иконах и праздниках. Свердловск, 1991. Библиотека человека 91. 256 с.

   68. Панченко A.M. Юродивые на Руси.//Азъ. Приложение к газете «Литератор», 1990,1. С.2-20.

   69. Пивоваров Д.С. Политическая культура: опыт России и западная наука.//Россия и современный мир. 1996. - №2. - с.114-133.

   70. Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. 2-е изд., перераб. и доп. -Самара: Агни, 1998. - 528 с.

   71. Политологический словарь./Под ред. В.Ф. Халикова. М.: Высшая школа, 1995. 192 с.

   72. Политология: Энциклопедический словарь/Общ. Ред. И сост.: Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Москов. Коммерч. Ун-та, 1993.- 431 с.

   73. Политология. Учебное пособие. М.: «АКАЛИС», 1996. - 278 с.

   74. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т. Т. 1 М.: Русская книга, 1994,-640 с.

   75. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т. Т. 2 М.: Русская книга, 1994,-704 с.

   76. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т. Т. 3 М.: Русская книга, 1994,-736 с.136

   77. Православие: Словарь атеиста/ Под общ.ред. Н.С.Гордиенко. М.: Политиздат, 1988. - 272 с.

   78. Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси./Вступ. Ст. и коммент. М.Альтмана. М.: TERRA; «Книжная лавка-РТР», 1997. - 240 с.

   79. Пушкин А.С. Борис Годунов// Избр. произв. М., 1937. С.421-455.

   80. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. - 543 с.

   81. Розанов В.В. Уединенное. Т.2. М.: Правда, 1990. - 702 с.

   82. Русское православие: вехи истории/ науч. Ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

   83. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1986. с.

   84. Силвермен Д. Предварительные замечания. Новые направления социологической теории. М., 1978.

   85. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989, - 768 е., ил.

   86. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992 - 543 с.

   87. Сосланд А. Харизма современного политика и как ее создавать./ЛШр:/ www.polit ru//aricles/99-09-22/sosland.html

   88. Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФА, 1998. - 488 с.

   89. Стратегия планирования избирательной кампании. М., Национальный демократический институт международных отношений, 1995. - 116 с.

   90. Сухотина-Толстая Т.П. Воспоминания. М., Худож. Лит., 1980. 527 с.

   91. Толстая С.А. Моя жизнь.// Прометей. Т. 12. М., 1980. -с.

   92. Толстой Л.Н. Исповедь.// Собрание сочинений в 22 тт., М., Худож. Лит., 1983, т.16. С.

   93. Толстой Л.Н. Круг чтения. Т.1., М., Политиздат, 1991. С.

   94. Толстой J1.H. Собрание сочинений в 12 тт., т.11, М., Правда, 1987, С.

   95. Файер С. А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. «Ловушки» в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры. СПб.: Изд-во «Стольный град», 1998. - 136 с.

   96. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. - 268 с.

   97. Философия власти: Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В./ Под ред. В.В. Ильина М.: Изд-во Москов. Унив-та, 1993 - С.227.

   98. Христа ради юродивые. Репринтное воспроизведение издания 1902 года. М.: Донской монастырь. Издательский отдел Московского патриархата, 1992. 284 с.

   99. Цветное А.В. Управление социально-политическими процессами: технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М.: Палея, 1995-132 с.

   100. Честертон Г.К. Вечный человек: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. - 544 с.

   101. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.-504 с.

   102. Шестов Л.И. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше.// Вопросы философии, 1990,7.

   103. Шикунов В.Г. Политология. Учебно-методическое пособие. М.: Московский гос. Ин-т стали и сплавов, 1996. - 142 с.

   104. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.Т.2. Всемирно-исторические перспективы.М.: Мысль, 1998, 606 с(1) е., 1 л. портр.

   105. Эко У. Имя Розы: Детектив. Вып.2. М.: Кн.палата, 1989.-496 с.

   106. Электоральная политология: теория и опыт России: Материалы Второй студенческой политологической конференции / Под ред. Л.Сморгунова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. - 204 с

  . 107. Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера.// Вебер М. Избранное. Образ общества. М.:, 1994. С. 553-566.

   108. Amy Е. Jasperson; Dhavan V. Shah; Mark Watts; Ronald J. Faber; David P. Fan. Framing and the Public Agenda: Media Effects on the Importance of the Federal Budget Deficit.// Political Communications. Volume 15. Number 2. Issue Mar 1998 . Pp. 205 224.

   109. Esteban Lopez-Escobar; Juan Pablo; Llamas Maxwell; Mccombs Federico; Rey Lennon. Two Levels of Agenda Setting Among Advertising and News in the 1995 Spanish Elections.// Political Communications. Volume 15. Number 2. Issue Mar 1998 . Pp. 225-239.

   110. Holli A. Semetko; Maria Jose Canel Agenda-Senders versus Agenda-Setters: Television in Spain's 1996 Election Campaign.// Political Communications. Volume 14 Number 4. Issue Oct 1997. Pp. 459-480.

   111. Moynahad Brifn. Rasputin: The Saint Who Sinned. http://www.amazon.com/exec/obidos/subst/excerpts/dab/0679419.

   112. Wyman, M. The Russian Elections of 1995 and 1996. // Electoral Studies. Volume 16, Issue 1, March 1997. Pp. 44-89.

 

   Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/istoriya-i-sushchnost-politicheskogo-yurodstva-v-rossii#ixzz2HqfNXzMV

 

   Прислала Наталья Кузьменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая Россия и АКМ-ТР @ 2004-2006 trudoros@narod.ru